Коронавирус VS критическое мышление


							Коронавирус VS критическое мышление | Mudra Полезно знать: Языковые курсы

О важности умения критически мыслить не говорит разве что ленивый. Все бы ничего, но на практике мы видим, что говорить о критическое мышление не означает критически мыслить. Ярким примером этого является ситуация, развернувшаяся вокруг коронавируса. Истерия в соцсетях, возглавляемая журналистами, распространение фейков и впадения в панику – всего этого можно было бы избежать или, по крайней мере, минимизировать, если бы курс критического мышления был обязательным в украинских школах. Объясним на конкретных примерах. Сначала ознакомимся с основными сомнительными месседжами, которые транслируют СМИ и соцсети.

Коронавирус – чума XXI века?

В 2014 году заголовки украинских СМИ пугали новой угрозой для человечества – Эболой. Сегодня статистика упоминаний Эболы в СМИ стала в десятки раз ниже. Неужели угроза исчезла? Нет, эта болезнь до сих пор остается в топе тем на сайте ВООЗ, но со временем эта тема потеряла хайп. Нет хайпа – нет просмотров и кликов – нет новостей.

Материал издания «Korrespondent»

Материал издания «Униан»

Коронавирус – первая подобная угроза для жизни человечества

Коронавирус – это общее название 7 типов ныне известных штаммов. Уханский коронавирус или, как он еще известен, COVID-19 распространился в китайском городе Ухань в декабре 2019 года. Впервые коронавирусы были зафиксированы в 1960-х гг., но патогенный для человека коронавирус распространился в 2002 году на территории Северной и Южной Америки, Европы и Азии. Распространенный в те времена штамм назвали SARS-CoV. Тогда в течение 2002-2003 гг. зафиксировали более 8 тыс. случаев заболевания, из которых 774 – летальный исход. В 2012 году на территории Саудовской Аравии зафиксировали распространение нового штамма коронавируса – MERS-CoV, а уже в 2015 году новая волна MERS-CoV распространилась в Южной Корее. MERS-CoV распространился в 26 странах и количество больных выросло до 1360, из которых 527 человек умерли.

Коронавирус – смертельная болезнь

Осложнения от COVID-19 могут повлечь летальные случаи, но здесь важно обратить внимание на статистику и то, кто тяжелее переносит болезнь. По состоянию на 24 февраля с 79 331 больных COVID-19 умерли 3,3%. Для сравнения от распространенного в 2012-2015 гг. штамма коронавируса MERS-CoV умерли 39% из тех, кто заболел. Осложнение болезни может наблюдаться в уязвимых категорий пациентов – пожилые люди и люди, имеющие соматические заболевания. Так, например, первые смерти от коронавируса в Италии зафиксировали в 78-летнего мужчины и 68-летней женщины, которая лечилась от онкозаболевания и накануне перенесла инфаркт.

Коронавирус парализовал жизнь в Китае

В интернете со скоростью света распространяются фото и видео с кликабельными заголовками «жизнь в Китае остановилось», «люди в Китае в опасности» и множество других не менее ярких текстов. Все они нацелены на эмоции человека – испугать и заставить паниковать. Благодаря этому у людей складывается впечатление, что весь Китай охвачен недугом и чуть ли не на грани исчезновения. На самом деле все выглядит несколько иначе.

Наибольший очаг распространения болезни – это провинция Хубэй. 81% заболеваний по состоянию на 24 февраля приходится именно на провинцию Хубэй. Во избежание еще большего распространения COVID-19, местные власти ввели определенные ограничения по перемещению людей. Но уже 25 февраля в Китае заявили, что эпидемия идет на спад. Это прогнозируемое развитие событий после того, как были приняты все необходимые меры безопасности.

город Ухань на карте Китая

Коронавирус передается бананами, посылками с AliExpress и по канализации

Еще один пример того, что нужно тщательно проверять данные исключительно через официальные источники – информация о том, как передается коронавирус. На днях ленты новостей и заголовки СМИ запестрели информацией, что COVID-19 передается через фекальные массы и по канализации. Но на сайте ВООЗ в разделе часто задаваемых вопросов о COVID-19 указано, что проведенные исследования не подтвердили эту версию. Но это не помешало ряду СМИ распространить противоположную информацию.

Пример распространения ложной информации в СМИ

На самом деле коронавирус передается через микрокапли из носа или рта больного человека, когда тот чихает или кашляет. Эти капельки также попадают на предметы и поверхность вокруг больного, поэтому можно заразиться, если прикоснуться к поверхности или предмету, и, не помыв тщательно руки, прикоснуться к глазам, носу или рту. Это тот самый способ, как передается и обычный сезонный грипп.

Еще один фейк, который наделал шума это информация о том, что коронавирус можно подхватить от бананов или с посылки из Китая.

В конце января 2020 от коронавируса в Украине пострадали бананы и здравый смысл

Правда, следует заметить, что фейк о посылках распространился после публикации сатирического онлайн-издания UAReview. Оно известно своими шуточными новостями, которые публикуются «на злобу дня». Но, к сожалению, тем, кто подхватил эту новость и распространил ее, неизвестно важное правило – обязательная проверка достоверности источников.

Таким образом, мы изучили 5 популярных месседжей, которые активно распространяли СМИ в последнее время, и понимаем, что ситуация вокруг COVID-19 ухудшается не столько из-за влияния самого коронавируса, а сколько из-за неумения людей мыслить критически. Журналисты, то ли лишенные необходимых компетенций, то ли желая получить тысячи просмотров, гоняются за сенсациями и распространяют ложную информацию. Большинство людей читают только кликабельные заголовки и сомнительные онлайн-медиа вместо того, чтобы узнавать информацию из официальных источников: сайт ВООЗ, сайты и страницы в фейсбуке Министерства здравоохранения Украины и Центра общественного здоровья Украины. Запугивание о глобальной опасности, распространение страхов и паника – это последствия манипуляций и необразованности. Чтобы не попадать на информационный крючок и не впадать в режим паники, развивайте навыки критического мышления:

1. Не стесняйтесь вопросов. Чем больше вопросов, тем лучше. Они позволяют как можно глубже и разносторонне проанализировать тему.

  • Кто это сказал?
  • Что именно было сказано? (Факт, собственное мнение)
  • Где было сказано? (Частная беседа, официальное заявление)
  • Как это было сказано? (Спокойно, эмоционально)

2. Научитесь внимательно слушать других, обращая внимание не только на то, что они говорят, но и на то, как они говорят (тон голоса, жесты, мимика).

3. Проверяйте информацию в 2-3 источниках, ориентируясь на репутацию самого источника.

4. Не доверяйте СМИ, которые даже в заголовках материалов пытаются запугать своего читателя.

Материал издания «Korrespondent»

Материал издания «Новое время»

5. Не доверяйте диванным фейсбучным экспертам, которые еще вчера рассказывали, как тушить пожары в Австралии.

Будьте здоровы, берегите себя и уделяйте внимание своему развитию, ведь образованность является лучшим оружием против информационных манипуляций.

Следующая новость

Сила мягких навыков Полезно знать: Высшее образование
Сила мягких навыков
Подписаться на новости